Ваш город...
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск

Интервью

Иркутский ученый: минералы еще открывать и открывать

Фото Фото предоставлено Николаем Владыкиным
Ко Дню геолога мы поговорили с ученым из Иркутского научного центра СО РАН, посвятившим свою жизнь минералам

5 апреля мы отмечали День геолога. И по этому случаю встретились с интересным ученым из Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН, заведующим лабораторией геохимии щелочных пород Института геохимии Николаем Васильевичем Владыкиным. Он является первооткрывателем ряда минералов, в том числе Армстронгита, и один из известных минералов назван в честь него — Владыкинит. Ученый, который всю жизнь изучал богатства Сибири, рассказал нам об удивительном месте — Мурунском массиве, известном тем, что именно здесь расположено единственное во всем мире месторождение чароита. Но массив уникален не только этим.

Он имеет вулкано-плутоническое происхождение, располагается между рек Чара и Токко. Площадь Мурунского массива составляет 150 квадратных километров. Он является крупнейшим щелочным массивом с калиевой агпаиттностью и расположен в Западной части Алданского щита. Впервые массив был обнаружен в 1948 году ленинградским геологом Дитмаром, а уже в 60-х здесь нашли чароит.

По словам Николая Владыкина, Мурунский массив — уникальный комплекс, на территории которого уже изведано более 150 минералов.

В их числе такие редкие и новые, как тинаксит, франкаменит, мизерит, токкоит, даванит, федорит и другие. Ну а чароит — вообще наш эндемик.
Работами сотрудников института геохимии и ИЗК здесь открыты месторождения и проявления апатита, сынныритов, рихтерит- асбеста, Ba-Sr карбонатитов и др. И работать здесь и открывать новые минералы можно еще долго, считает ученый. А он знает эту местность уже очень хорошо, работает на массиве с 1979 года.

И особенно хорошо он знаком с чароитом, изучением которого занимался всю жизнь, в том числе изучением того, как именно образовался этот минерал и почему он присутствует только в одном месте на всей планете.

У чароита сложная история открытия. В 60 годы на Мурунском массиве Сосновская экспедиция почти 10 лет разведывала урановое месторождение, но никто чароита не замечал так как на выветрелой поверхности он невзрачен. И открыт был можно сказать случайно геологом Юрием Роговым. Вскоре геолпартия открыла здесь и само месторождении, названное позже «Сиреневым камнем». К слову, сначала чароит считали канаситом, и лишь несколько лет спустя он стал чароитом. Официально — только в 1977 году.

Был также момент, когда чароит считали радиоактивным и боялись его. Однако это, конечно, не так. Основными элементами чароита являются Si, Ca, K, Na, и вода. В меньших количествах имеются, Ba, Sr, Mn, F.

В чароитовых породах иногда имеется акцессорный минерал эканит- ториевый силикат- мелкие желтые «карандашики» (не путать с коричневатым тинакситом), который и является радиоактивным. Но он встречается редко и глыбы во время добычи проверяют на радиоактивность и места с эканитом отмечают красной краской, а потом вырезают.

Чароит — это наш эндемик вулканического происхождения. Он образуется в ассоциации с уникальными кальцитовыми карбонатитами и бенстонитовыми карбонатитами. Подобные карбонатиты имеются только в Индии, но чароита там нет.

Долгое время никто не знал, как именно образовался этот минерал. Но сейчас есть исследования, которые позволяют говорить о том, что чароитовые породы образовались из расплава, переходящего во флюид.начинается кристаллизация при температуре 750 градусов из расплава. То есть у чароита -магматический генезис, который подтверждается в том числе текстурно-структурными особенностями породы. Только недавно расшифровали структуру чароита. Она чрезвычайно сложная. Обычно главный структурный элемент силикатов кремне-кислородный радикал, а в чароите 3 таких радикала и еще он полисинтетически сдвойникован. Такие структуры не могут образоваться метасоматическим путем, как считали раньше.

Свадьбы знаменитостей: дети российских звезд, которые вышли замуж и женились в 2018 году. Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Новости